Бубонная чума на 1000 лет старше, чем считалось ранее.

«Бубонная чума» наводит на мысль средневековые образы хаоса, вызванного одним из самых разрушительных бедствий в нашей истории.

Причиненная бактерией «Ерсиния пестис», так называемая «черная смерть» относится к чуме, которая поразила Европу в середине 1300-х годов, убив миллионы людей.

Этот же штамм является причиной двух других основных пандемий чумы, поразивших человечество: Юстинианской чумы, которая началась в 541 году нашей эры, и Современной чумы, которая началась в Китае в конце 19 века.

Чума до сих пор «активна». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в период с 2010 по 2015 год 3248 человек заболели инфекционными заболеваниями, 584 из которых умерли от них.

Несмотря на нынешнюю распространенность и историческую значимость, мало что известно о том, как и когда возникла эта болезнь.

Например, только в этом году исследователи начали подвергать сомнению первоначальное предположение о том, что болезнь распространяется из-за крыс и перекладывает вину на человеческих паразитов, таких как блохи и вши.

Сейчас группа ученых, возглавляемая исследователями из Института Макса Планка по науке человеческой истории в Йене (Германия), предполагает, что происхождение бактерии уходит далеко в прошлое, как считалось ранее.

Исследователи проанализировали геномы двух человек, умерших от чумы 3800 лет назад и похороненных вместе в одном из захоронений в России. Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Nature Communications.

Чума могла распространиться 4000 лет назад.

В предыдущих исследованиях Y. pestis прослеживались самые ранние генетические варианты, начиная с позднего неолито-раннего бронзового века.

Однако ни один из этих генетических вариантов не показал признаков, которые бы заставили болезнь распространяться так быстро, как это произошло, то есть не показал генетических мутаций, которые позволили бы вирусу выжить, например, у блох, которые, как показали недавние исследования, были основным переносчиком вируса.

Но ДНК двух тел, проанализированных исследователями в новом исследовании, действительно имела такие признаки. Кроме того, после объединения вновь полученных генетических данных с уже имеющейся информацией группа пересчитала дату начала заболевания, оттолкнув ее на 1000 лет назад.

«Наши изоляты Y. pestis около 4000 лет назад обладали всеми генетическими характеристиками, необходимыми для эффективной передачи чумы блох грызунам, людям и другим млекопитающим», — отмечает Мария Спиру из Института Макса Планка, которая также является первым автором исследования.

Соавтор исследования Кирстен Бос, также из Института Макса Планка, продолжает: «Кажется, у обоих людей один и тот же штамм Y. pestis. И этот штамм содержит все известные нам генетические компоненты, необходимые для развития бубонной формы болезни.»

» Так что чума, с тем потенциалом передачи, который мы знаем сегодня, существует гораздо дольше, чем мы думали.»

Старший автор Йоханнес Краузе, также работающий в Институте Макса Планка, комментирует возможные направления будущих исследований.

Он говорит: «Дополнительные геномы чумы бронзового и железного веков могут помочь точно определить ключевые события, способствовавшие высокой вирулентности и распространению одного из самых известных патогенов человечества».